Этапность творческого процесса

Попытки научного анализа творческого процесса с неизбежностью приводили исследователей к желанию дифференцировать внешне неделимый процесс творчества на этапы, фазы, стадии, ступени. Весьма формальную, но при этом одну из наиболее популярных разработок такого рода создал в ХI-Х веке известный чешский математик и философ Бернард Больцано (1781—1848). Он выделил 14 приемов эвристической деятельности, которые называл «искусством открытия».

  1. Точно сформулировать вопрос, строго ограничить область исследования.
  2. Оценить, является ли истинный ответ на поставленный вопрос возможным с точки зрения имеющихся знаний.
  3. Разбить задачу на подзадачи и подвопросы и искать ответы на них сначала выведением решения из известных истин или сведением к решению подобных задач.
  4. Прямо вывести решение из уже имеющихся знаний, если это возможно.
  5. Выдвинуть гипотезы методом полной или неполной индукции или аналогии.
  6. Использовать совокупность четвертого и пятого приемов.
  7. Сопоставить полученный результат с известными знаниями.
  8. Проверить точность использования логических приемов.
  9. Проверить правильность всех определений и суждений, используемых в решении.
  10. Выразить все понятия решаемой задачи в «целесообразных» знаках.
  11. Стремиться к выработке наглядных образов объектов задачи.
  12. Результат решения формулировать логически строго.
  13. Оценить все «за» и «против» полученного результата.
  14. Решать по возможности с большим сосредоточением внимания на задаче.

Относительно широкое распространение также получила разработанная несколько позже концепция этапов творческого процесса Жюля Анри Пуанкаре (1854—1912), французского математика, физика и философа. Описывая процесс творчества в математике, он выделяет черты, характерные для любой творческой деятельности:
  1. Более или менее длительный период сознательных усилий, направленных на достижение цели
  2. Инкубационный период — внешнее отвлечение от работы, во время которого происходит бессознательное продуцирование и отбор различных идей, ведущих к цели
  3. Неожиданное решение, приходящее, словно само собой, без специальных усилий
  4. Обработка и проверка найденного решения.

Выделенные Ж.А. Пуанкаре четыре этапа интересны тем, что в целом соответствуют современным представлениям о творчестве, стадиальности и динамике творческого процесса.
   
 
 
(с) 2009 www.det-art-spb.ru


2024 (c) Все права принадлежат администрации сайта det-art-spb.ru, по любым вопросам обращаться на admin@det-art-spb.ru