Свободно мыслящие люди для подавляющего большинства современников стали идеалом, можно сказать, что они – это образец развитости природы человека. Согласитесь, что всем нравятся те, кто способен максимально свободно думать. И вполне нормально, что многие родители хотели бы именно такими вырастить своих детей. Вы хотите своим отпрыскам такого будущего? Тогда задумайтесь, насколько ваше воспитание помогает развитию свободного мышления? Как правило, мамы с папами хотят от собственных детей, чтобы те всегда «мыслили правильно», то есть, чтобы они рассуждали по некоему, уже заведенному образцу.
В какой-то мере подобное можно считать разумным, иначе каждый малыш вынужден был бы идти по пути духовной эволюции, проделывая то, что уже давно сделало человечество в прошлые века. Подобное попросту невозможно, да и не нужно, так что родители предоставляют отпрыскам уже готовые ответы на вопросы о том, как надо существовать в мире. Но в процессе обучения ребенка основным правилам отношений в обществе, нередко попутно блокируется и свобода его мышления. Приучая малыша всегда и во всем слушаться старших, не разрушайте его способность самостоятельно думать. Взрослый не может быть всегда прав только потому, что он – взрослый.
Директива: Не думай
Существует некий механизм, влияющий на детскую способность к самостоятельному анализу и мышлению. Речь о родительских директивах, скрытых посланиях и, в частности, о директиве «Не думай». Такое правило, впрочем, как и многие другие, внушается ребенку в словах и в действиях его родителей. Собственным поведением родители вполне могут передавать правило «Не думать!». Например, когда они раздражены детскими вопросами, либо объясняют что-то ребенку, говоря насмешливо, а то и вовсе нетерпеливо. К этой же схеме относится ситуация, когда слушая вопросы с рассуждениями малыша, родители тут же их отвергают. Если родители искренне считают, что мышлению своего чада не надо доверять, поскольку в нем априори не может быть ничего ценного или интересного, то это обязательно транслируется в директиву «Не думай».
Для избавления от такого деструктивного поведения, то есть, для прекращения транслирования ребенку директивы «Не думать», родители должны сначала заметить в своем поведении все те эпизоды, в которых данная директива реализуется. Чтобы получше понять, почему именно вы передаете такую директиву, следует, для начала, покопаться в себе. Если вы являетесь носителем данной директивы, значит, вам ее по наследству передали родители, скорее всего, вы тоже передаете ее своему сыну или дочке.
Выходит такая себе эстафетная палочка. Дети нередко приходят к неожиданным, но точным и правильным выводам, они – носители свежих и ярких суждений. Чтобы развивать в себе способности к анализу и мышлению, это полезно тренировать. В обращении к ребенку, не критикуйте его, а помогайте поверить в то, что малыш одарен острым умом, что он сможет его использовать.